Школьная форма
Нормативные документы
  Письмо Комитета по образованию 01-16-1192/13-0-0 от 17.04.2013 года «О школьной форме».
  Приказ директора ГБОУ школы № 38 «О введении единых требований к одежде».

Из истории
  В царской России форму носили только гимназисты, остальные же одевали своих детей во что придётся. В 1918 году гимназическая форма была признана буржуазным пережитком и отменена.
  В СССР школьная форма несколько раз менялась. Существовало несколько моделей. У девочек — классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант.
  Платья были украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжетов было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. Можно сказать, в течение многих лет форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца.
  Школьная формаУ мальчиков с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на брюки и куртки из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»). На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. Это добавляло особую гордость и колорит - ощущение причастности к одной команде.
  В начале 1980-х была введена форма для учащихся 8 – 10 классов.
  Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. Для старшеклассниц был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
  У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве. Это форма значительно уступала оригинальности полюбившимся удобным курточкам.
  Школьная форма обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
  В 1991 году школьную форму отменили. И, если вначале это обрадовало, то с каждым годом сторонников возвращения формы становится все больше. Появилась даже традиция (или мода) приходить на последний звонок в старом добром коричневом платье и белом переднике с повязанными белыми бантами…





Письмо Минобразования РФ от 14.11.2000 № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся»
  В последнее время в средствах массовой информации родительской общественностью поднимается вопрос о необходимости введения школьной формы для обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
  В Уставе средней общеобразовательной школы, одобренном постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1970 года (раздел III. Учащиеся) было зафиксировано, что для учащихся общеобразовательных школ устанавливалась форма одежды, утвержденная Советом Министров союзной республики.
  разделу 4 Временного положения о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 года, решение об установлении необходимости и вида ученической формы принимал Совет общеобразовательного учреждения.
  С принятием Закона Российской Федерации "Об образовании" в 1992 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано
  Введение формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения, что предусмотрено п.13 ст.32 Закона Российской Федерации "Об образовании" (разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и иных локальных актов), и в обязательном порядке должно быть зафиксировано в уставе образовательного учреждения или в другом локальном акте, регламентирующем деятельность образовательного учреждения.
  Вопрос введения школьной формы для обучающихся школ может являться предметом рассмотрения органов управления образовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, классное, общешкольное родительское собрание, попечительский совет). Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы.
  Безусловно, при обсуждении данного вопроса должны учитываться материальные затраты малообеспеченных семей.
  Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства, но при условии определения источников дополнительного финансирования для обучающихся из малообеспеченных семей и внесении соответствующих дополнений или изменений в устав школы.
  В отдельных общеобразовательных учреждениях ряда регионов Российской Федерации имеется опыт введения школьной формы для обучающихся (по многочисленным просьбам родителей), который способствует развитию эстетических навыков у обучающихся, в том числе и комфортности условий для обучающихся из малообеспеченных семей.
  Министерство образования Российской Федерации, поддерживая в целом идею введения школьной формы, при условии вышеуказанного согласия общественности и педагогического коллектива, считает, что для дальнейшего нормативного решения данной проблемы необходимо провести социологические исследования среди обучающихся, педагогической и родительской общественности и вынести данный вопрос на обсуждение.
  На основании вышеизложенного предлагаем:
  1. Организовать социологические исследования по данной проблеме через средства массовой информации в форме опроса обучающихся, родительской и педагогической общественности.
  2. О результатах обсуждения и социологических исследований в регионах необходимо информировать Министерство образования Российской Федерации (Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования) до 01.03.2001.



Из газеты "Школьная пора" № 81 от 05.10.12 года
  Сегодня во многих школах снова вводят единую ученическую форму. Хорошо это или плохо? Форма – средство поддержать дисциплину или насилие над свободной личностью? Многие задают вопрос: «Да кто вообще придумал эту форму? Действительно, кто? Петр I. Если это имя ассоциировалось у вас лишь с окном в Европу, то спешу вам сообщить, что Петр Великий был очень разносторонним человеком, и, наверное, не было области, в которой бы он не провел реформ. И в институте благородных девиц, созданном Екатериной II, была форма: в обычные дни зеленые платья из плотной шерстяной ткани – камлота – с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные дни платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук. Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин. В свободное от государственных трудов время они сами ее придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников.
  В ношении школьной формы есть свои плюсы и минусы. Я специально приведу одинаковое количество и тех, и других.
  Достоинства:
  + Школьная форма особенно важна для самых маленьких учеников. Первоклассники мечтают носить форму, ведь она для них символ и атрибут взрослой учебной жизни. Форма настраивает малыша на работу, служит своеобразным «опознавательным знаком, важным элементом взаимодействия юных учеников.
  + Школьная форма дисциплинирует учеников (особенно подростков). Отсутствие возможности надеть в школу миниюбку, майку «с голым пупком» или футболку «Король и Шут» приучает детей к мысли, что в школу ходят не себя демонстрировать, а учиться, в школе строгий дресс-код, почти как у папы в офисе. Одинаково строго одетые ученики меньше отвлекаются друг на друга, меньше обсуждают обновки и, следовательно, больше времени и внимания уделяют своей основной обязанности.
  + Школьная форма стирает социальные различия между детьми. И богатый, и бедный получаются равны и одинаковы. У школьников нет возможности продемонстрировать роскошные наряды в стенах школы, а значит, нет и возможности посмеяться над кем-то из-за старых и немодных вещей (а дети в этом вопросе порою бывают очень жестоки, и им не объяснишь, что дело не в том, у кого какая одежда). Особенно этот плюс важен именно для тех детей, чьи финансовые возможности ниже, чем у окружающих. Форма помогает им не комплексовать, а спокойно учиться.
  Недостатки:
  - Форма – удовольствие недешёвое. Жакет и юбочка для девочки или костюм для мальчика стоят, в среднем, от 3 тысяч рублей (причём, неплохо бы иметь два комплекта формы – на смену). Прибавьте к этому плату за подгонку формы по фигуре, стоимость блузокрубашек, а также то, что каждый год форму придётся менять – ребёнок-то растёт – и получите внушительную сумму, которую надо выложить «разом».
  И напоследок несколько советов родителям, которые будут покупать ребёнку школьную форму:
  - выбирайте рабочий костюм для ребёнка, глядя не на цену, а на материал и качество пошива. Ткань должна быть натуральной, дышащей (допускается некоторый процент синтетики для лучшей носкости) и мягкой не только снаружи, но и внутри, на подкладке. Все швы должны быть аккуратно заделаны;
  - попросите ребёнка примерить костюм: он не должен нигде жать, не должен сковывать движения, топорщиться и «стоять колом». Внутри не должно быть никаких колющих этикеток и грубых, ощутимых швов;
  - отдайте предпочтение немаркой и маломнущейся ткани симпатичной расцветки. Желательно, чтобы костюм можно было стирать в машинке, а не сдавать каждый раз в химчистку;
  - если есть возможность – купите ребёнку «дополнение» к костюму: жилетку к пиджаку и брюкам или брюки к юбке и жакету. Это позволит по-разному комбинировать школьную форму, а также стирать какие-то элементы одежды в течение рабочей недели, пока ребёнок ходит «в сменном. Выбирайте школьную форму тщательно и придирчиво.

Профессионалы советуют
  Заведующая лабораторией материаловедения Центрального НИИ швейной промышленности Людмила Кириллова объясняет, как отличить хороший комплект формы от плохого.
  1. Внимательно изучите маркировку одежды (это такой ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия). И еще: сам этот ярлычок должен быть вшит в шов. Это гарантия того, что перед вами изделие, выполненное добросовестным производителем. Не стоит покупать костюм, если маркировка закреплена булавочкой или просто оторвана.
  2. Обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, на значке «глажка» должно стоять две точки. Если отмечена только одна или вообще запрещено гладить и стирать ткань, отказывайтесь от этой одежды - она синтетическая.
  3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов.
  4. Проверьте подкладку. Она должна быть из натуральной ткани. Никакой жесткой, «стеклянной» (хотя и более практичной) синтетики не допускается!
  5. Внимательно рассмотрите форму, надетую на плечики. На изделии, в котором, к примеру, много полиэфира (синтетического материала), образуются катышки.





















Версия для слабовидящих

Перейти в раздел
Версия для слабовидящих

Шрифт: |
Официальный сайт ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт-Петербурга безопасен для детей.


2008-2017 © ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт-Петербурга